Итоговое сочинение (изложение)
2015-2016 учебный год
Совет по вопросам проведения итогового сочинения
при Министерстве образования и науки России под председательством
Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра
Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых
сочинений 2015-2016 учебного года.
В качестве первых четырех тематических направлений
выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое
направление названо «Год литературы».
Комментарии к пяти направлениям разработаны
специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д.
Солженицыной.
«Время» – направление
ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и
философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и
вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и
будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
«Дом» – направление нацелено на
размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в
далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни
сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве
малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и
внутреннего.
«Любовь» – направление дает
возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей,
мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви
как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её
светлых и трагических сторонах.
«Путь» – направление
актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь»,
нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон
размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе
человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
«Год литературы» – направление, с
одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием
литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к
читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках.
Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного
читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за
15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения
(изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого
государственного экзамена и государственного выпускного экзамена
допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ
выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего
общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Что касается дат проведения, школьники будут
писать итоговое сочинение (изложение) в первую среду декабря, при
получении «незачета» у них будет возможность переписать работу в первые
среды февраля и мая.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений
из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического
направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на
следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы.
Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения,
обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению
художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на
художественное произведение при написании сочинения подразумевает не
просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к
нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с
проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Сочинение оценивается по пяти критериям:
соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала;
композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии
образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на
муниципальном/региональном уровне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий